Основы финансовой грамотности. Считаем доходы правильно.

Основы финансовой грамотности. Считаем доходы правильно

На мой взгляд, самая большая и, возможно, единственная настоящая причина бедности большинства населения нашей страны – тотальная финансовая не грамотность и отсутствие понимания элементарных понятий. Многие бедные настолько не грамотны, что не понимают своей бедности, потому как у них есть роскошный дом, крутая тачка и дорогой костюм.

Не поверите, но многие путают даже такие фундаментальные определения, как заработок, экономия, инвестирование и спекуляция. На всякий случай объясню на пальцах:

Если у вас было 0 рублей – вы сделали что-то, и это принесло кому-то пользу, у вас стало 100 рублей – вы заработали.

(Кстати, если вы сделали что-то, и это принесло вред, однако получили 100 рублей – я считаю, вы украли. Фу таким быть.)

Если у вас было 100 рублей, и вы купили что-то первой необходимости (приобрели бы это в любом случае) со скидкой и потратили на ту же самую вещь не 100 рублей, а 80 – вы сэкономили.

(Кстати, если вы приобрели что-то, без чего вполне могли обойтись, клюнув на скидку – то вы потратили).

Если у вас было 100 рублей, и вы вложили их во что-то работающее и приносящее пользу, с целью получить 110 рублей через год – вы (скорее всего) инвестировали.

Если у вас было 100 рублей, и вы вложили их во что-то, с целью получить через месяц 200 рублей – вы рискованно спекулировали.

что считать доходом

 

Многие несправедливо причисляют к доходу то, что по сути таковым не является и поэтому получают неверные результаты и необъективную картину своего финансового состояния.

Три самых ярких примера заблуждения из моей практики:

  1. Считать машину, на которой ездят (так же частый вариант – квартиру, в которой живут) активом. Они приводят математические раскладки (весьма, надо признать, убедительные), где объясняют, сколько денег она им приносит благодаря тому, что не приходится тратить деньги на такси, общественный транспорт и т.д. Так же они любят считать, сколько времени они экономят в этих поездках и сколько за это время они зарабатывают – эту сумму тоже плюсуют к той, что зарабатывают, не платя таксистам. Смотришь на цифры калькулятора и диву даешься – а машина и впрямь неплохо зарабатывает! И даже предлагаешь им купить ещё две машины для этих же целей, чтобы зарабатывать в три раза больше.

К сожалению, вся их конструкция рушится, стоит им потерять работу, на которую так удобно было ездить благодаря своему «активу». Случается так, что активный заработок пропадает, новую работу в связи (например) с кризисом долгое время найти не удается. А за машину нужно продолжать платить налоги, страховку, (иногда) ремонт, (возможно) кредит, оплачивать техосмотр. Тут-то всё и встает на свои места – и оказывается, что машина никакой не актив, а самый что ни на есть пассив и никаких реальных доходов она не приносит.

При этом свой транспорт, в определенных условиях, действительно способен экономить деньги и время. Тут нужно очень внимательно считать целесообразность.

  1. Считать доходом кэшбэк с кредитной карты. То, что вам вернулось из ваших же расходов – не может быть доходом по определению. Возможно, вы экономите, если кэшбэк психологически не стимулирует вас на дополнительные покупки и ваши траты не увеличиваются (достаточно сложно определить, так как оправдать можно любые приобретения). А так же, размер подобного возврата выше процента, который мог бы накапать вам с денежной суммы, держи вы её в инвестиционных инструментах, а не на карте. Тут тоже надо очень внимательно считать. Но в любом случае кэшбэк – это ни в коем случае не доход.
  1. Считать своим доходом налоговый вычет. Получая налоговый вычет, вы не зарабатываете деньги, не получаете их на халяву, а лишь возвращаете ту их часть, что заплатили в виде налога дважды. Делать это надо обязательно, но понимая при этом, что это не подарок от государства, а ваши кровные, несправедливо забранные у вас деньги. Так же не вносим их в графу доходы.

Это все мысли, которыми мне хотелось поделиться сегодня. Помните, что мнение автора может не совпадать с мнением читателей, но я всегда открыт к конструктивному диалогу.