Дорамабум

Представьте, что СЕМЬЯ — это АО (Часть 1. Вступление)

Решил сделать серию постов для начинающих, объясняющих базу простыми словами и понятными образами. Если будет получаться что-то вменяемое, то откорректирую (здесь надеюсь на помощь читателей) и объединю эти записи в единую брошюрку или книжку для бесплатного распространения.

Давайте представим, что ваша ячейка общества — это акционерная компания:

АО «7Я»

, где структура акционерного капитала включает всех членов семьи, ведущих отдельное хозяйство.

Пусть у нашего Общества будет два мажоритарных акционера: ОН и ОНА (чтобы не противоречить новой Конституции), и по совместительству эти двое являются топ-менеджерами компании, т.е. — все решения Совета директоров (СД) всегда будут утверждаться на общем собрании акционеров (ОСА).

У общества могут быть и миноритарии (дети), которые пользуется результатами деятельности АО, но пока не могут контролировать принимаемые решения (хотя и могут голосовать «за» или «против», обозначая свою позицию) или даже добавлять свои голоса, когда главные акционеры не могут прийти к единому мнению.

Есть одна особенность — наши миноритарии имеют мало шансов выйти из состава акционеров, но и у мажоритариев гораздо меньше соблазна «кинуть» их и оставить ни с чем — т.е. баланс интересов соблюдается.

Хорошо, если у нашего Общества есть Устав, утвержденный ВСЕМИ учредителями— и каждый понимает, что такое АО «7я», свои цели и задачи, что можно и что нельзя и по каким правилам наша компания ведет свою деятельность.

Важно чтобы все участники были готовы работать по утвержденным правилам, т.е. были согласны со своими правами и обязанностями. Если же нет — устав придется переписывать или распускать Общество, иначе никак.

Обычно говорят, что главной целью любого АО является получение прибыли. Я с этим не согласен. Слишком часто бывает так, что прибыль растёт (или всё подчиняется этому стремлению к краткосрочной выгоде), а внутренняя стоимость АО снижается — организация сжигает внутренние ресурсы ради возрастающей прибыли. Обычно это заканчивается сокращением капитала (того, что принадлежит собственникам), резким падением рентабельности (эффективности использования ресурсов относительно получаемых результатов) или даже крахом компании (банкротством, в нашем случае, разводом).

На мой взгляд, главной целью акционерного общества должно быть создание внутренней стоимости для акционеров, и оно не всегда может выражаться в деньгах. Для нашего примера это особенно актуально, поскольку акционеры «7Я» создали компанию, не ради перепродажи, а ради вечного владения, т.е. устойчивого роста внутренней стоимости.

Замечательно, если у нашей организации есть «Стратегический план развития» на 3, 5,10, 20 или более лет. И в положенный срок Менеджмент отчитывается перед Акционерами о достигнутых результатах согласно планам, а также делает анализ и корректировку на основании полученных данных и новых обстоятельств.

Можно обойтись и без этого и просто плыть по течению действующей конъюнктуры, но тогда риски растут в геометрической прогрессии, а результат полностью зависит от случайного стечения обстоятельств и сиюминутных порывов.

От стратегического плана и тех мер, что будут направлены на его исполнение, в частности, будет зависеть финансовое положение компании.

Но о том, как может выглядеть финансовая отчётность нашей компании и какие позиции в ней самые важные поговорим в следующий раз.